В организации эксплуатации платформ подъемных для инвалидов существуют проблемы, требующие безотлагательного решения:
-
Приказом Росстандарта от 06.11.2020 №1032-ст с учетом протокола Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 30 октября 2020 г. N 134-П введены в действие с 1 июня 2021 г. стандарты ГОСТ 34682.1-2020 "Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности к устройству и установке. Часть 1. Платформы лестничные и с наклонным перемещением»; ГОСТ 34682.2-2020 "Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности к устройству и установке. Часть 2. Платформы с вертикальным перемещением»; ГОСТ 34682.3-2020 "Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности к устройству и установке. Часть 3. Правила и методы исследований (испытаний) и измерений при сертификации» вместо стандартов 2013 года, которые отменяются. Вместе с тем, в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 марта 2021 №28 в Перечнях стандартов, применение которых обеспечивает выполнение требований ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» вновь оставлены стандарты 2013 года. Правовая коллизия: вначале документы отменили, а затем признали их действующими. Этот «узел» требуется в ближайшее время «разрубить», внеся изменения в перечни, признав стандарты 2020 года, возможно переработав их, если есть существенные поправки.
-
В региональных программах капитального ремонта, как правило, не включена замена (модернизацмя) платформ, нужно срочно эту ситуацию менять, учитывая, что срок службы многих из них 6 – 8 лет.
-
Необходимо инициировать внесение в федеральные и региональные нормативные правовые акты изменения, согласно которым правовой статус платформ подъемных для инвалидов и лифтов был бы идентичен (ст.166 ЖК РФ; ст.22 «Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», ст.8 «Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N 290; ст.11. «Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. N 416; ст.41 «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47; и другие).
-
Никто не ведет реальный учет платформ (установленных при новом строительстве, в существующих зданиях; введенных в эксплуатацию; используемых по назначению; должны быть по проекту здания, но не установленные или демонтированные). В Ростехнадзоре единый последовательный реестр при постановке на учет по стране на лифты и платформы. Больше в СПб нигде нет.
-
В НПА употреблять только понятие «платформы для маломобильных групп населения»Ст. 3.13 «маломобильные группы населения; МГН: Люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения для целей настоящего свода правил здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, люди с нарушением интеллекта, люди старших возрастов, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом и т.д.» ("СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр).
Старший возраст: пожилой по классификации ВОЗ – с 60 лет, пенсия в России также с 60 лет. На 45-й сессии 1990 году Генеральной Ассамблеи ООН – 1 октября Международный день пожилого человека)
-
Отсутствуют правовые акты межгосударственного, государственного и регионального уровней, определяющие состав и нормы времени на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту платформ подъемных для инвалидов. Для разработки можно опираться на аналогичные документы по лифтам: «Нормы времени на выполнение работ по монтажу и демонтажу отдельными узлами, техническому обслуживанию лифтов» (Приказ Минжилкомхоза Республики Беларусь №52 от 25.04.2014); «Об утверждении норм времени и расценок на ремонт, модернизацию и техническое обслуживание лифтов» (Приказ ГОССТРОЯ РФ от 11 июля 1997 г. №17-43).
-
Нередки случаи, когда платформы, установленные по программам муниципальных органов власти, затем собственниками не включаются в состав общего имущества многоквартирного дома. В результате управляющая организация не заключает договоры на их техническое обслуживание, страхование, оценку соответствия. Жильцы отказываются платить за содержание платформ, а одному инвалиду это очень «накладно».
-
Аналогичная ситуация складывается в новом строительстве: пока в доме инвалидов нет, платформы зачастую не вводят в эксплуатацию, управляющие компании их демонтируют, а когда инвалид появляется, встают вопросы об установке вновь, вводе в эксплуатацию, определении кто будет платить, кто будет отвечать за ее эксплуатацию. Порой управляющие компании заключают фиктивный гражданско-правовой договор с членом семьи, что он будет являться специалистом, ответственным за эксплуатацию платформы, при этом, особо не заботясь о том, чтобы уровень образования данного лица соответствовал требованиям профстандарта.
-
Иногда устанавливаются подъемники, изготовленные по техническим условиям, которые по сути не являются платформами для инвалидов и не прошли соответствующую сертификацию. Чаще всего это происходит в новом строительстве, когда представители Ростехнадзора не участвуют в приемке платформ, а затем на них не оформляются акты ввода в эксплуатацию и не присваиваются учетные номера. Без возвращения надзорных функций в полном объеме Ростехнадзору эту проблему (как и многие другие) не решить.
-
Многими производителями платформ плохо проработана эксплуатационно-техническая документация, в особенности Руководства по эксплуатации по вопросам технического обслуживания и ремонта. Пожалуй, кроме «Турбомаш» в Москве некого выделить в лучшую сторону.
-
Следует отказаться или минимизировать включение платформы для пользования оператором. Эта норма «нерабочая»…
-
Владельцем платформ (при отказе собственников включать в ОИ МКД) определять государственную организацию. В СПб рассматривается возможность передачи этих платформ во владение Городскую аварийную службу при Жилищном комитете.